МБОУ г. Иркутска ООШ №8
г. Иркутск
  • Информация для родителей

    Трудности в 1 классе ОВЗ

    Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны становится тревожной, тем более, для детей с ОВЗ. Прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке. Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками.

    Задачи адаптации:

    1. создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
    2. создание доброжелательной атмосферы в классе;
    3. помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
    4. создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
    5. создание предпосылок для групповой сплоченности;
    6. знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

    ​​​Адаптация происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, который каждый первоклассник переживает посвоему. Особенно сложно переживают этот период дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей в основном не готовы к школе, в силу недостаточного уровня развития, плохой памяти, развития произвольного внимания, воли и др. качеств, необходимых при обучении. У них нет осознания важности статуса «ученик!". Сложность состоит еще и в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности, а у многих первоклассников ведущей остаётся игра, и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. Для формирования положительного отношения к учению важно создавать доброжелательную атмосферу на уроке. Чтобы избежать перегрузок и переутомления необходимо на уроке проводить физкультминутки. Мы можем рекомендовать родителям для индивидуальной работы некоторые задания. В течение всего адаптационного периода и первого класса психологи советуют исключить систему бального (отметочного) оценивания, а также недопустимо использовать любые символы и знаки, заменяющие отметки. Допустима только словесная объяснительная оценка. Причем она не должна нести негативный отрицательный характер. Учитель может сказать первокласснику «молодец», «подумай», «ты так считаешь?», «давай спросим у других» и т.д. Нельзя оценивать личные качества ученика, темп его работы.

    Показатели благоприятной адаптации первоклассника:

    • сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;
    • установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями;
    • формирование адекватного поведения школьника.

    Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Все это объясняется нарушением познавательных процессов.

    Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4- 6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября). Вообще, для любого ребенка первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Двигательная активность, так или иначе, становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Для многих первоклассников с ОВЗ, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

    В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни мы ежедневно учитываем особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающего с началом обучения в школе. Детям непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника, участвует весь педагогический коллектив школы: педагоги, логопед, психолог, педагоги дополнительного образования.

    Для обучения смысловому чтению в классе (ОВЗ) использую следующие методы и приёмы:

    • Сопоставление иллюстраций с текстовой информацией;
    • Определение последовательности событий в тексте;
    • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста;
    • Формулирование простых выводов после прочтения;
    • Умение отвечать на поставленные вопросы, используя ключевые слова из текста;
    • Чтение текста в разном темпе - медленном, среднем, скороговорочном;
    • Высказывание своей точки зрения;
    • Составление плана текста, как краткого, так и развёрнутого;
    • Создание рисунков по прочитанному;
    • Краткий и подробный пересказ текста;
    • Выразительное чтение наизусть стихотворений;
    • Жужжащее чтение;
    • Инсценирование сказок;
    • Умение находить ответы на вопросы в тексте;
    • Умение ориентироваться в тексте, делать выводы;
    • Создание ситуации успеха через похвалу; -Хоровое чтение, чтение в парах;
    • Самостоятельное оценивание себя и других учащихся.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике