МБОУ г. Иркутска ООШ №8
г. Иркутск
  • Профилактика детского травматизма

    Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

    При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

    Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

    Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

    Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

    Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

    1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

    2. Коллектив (школа, детское учреждение).

    3. Семья. Непосредственно личность.

    Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

    Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

    Задачи:

    • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
    • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
    • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
    • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

    Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

    Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.

     Дорога в школу и из школы

    Чем длиннее расстояние между школой и домом учащегося, тем больше ему приходится затрачивать времени на дорогу, чаще пересекать улицы и перекрёстки,    дольше находиться среди незнакомых людей, сильнее уставать.        Наибольшую опасность для них представляет проезжая часть улиц и дорог. Здесь возможно возникновение ДТП. Шестьдесят процентов пострадавших на дорогах детей - это учащиеся общеобразовательных заведений в возрасте 7 - 13 лет. В большинстве случаев учащиеся становятся участниками ДТП при переходе проезжей части в неположенном месте либо при внезапном выходе на проезжую часть из-за препятствий.

     Другие опасности, подстерегающие школьников по дороге в школу и из школы, представляют преступные действия со стороны других людей, взрывоопасные предметы, бродячие животные, пустыри, стройплощадки, траншеи, котлованы и т.д

     Чтобы избежать неприятностей в процессе передвижения из дома в школу и обратно, нужно выполнять следующие правила:

    - заранее выбрать такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет длиннее;

    -  ещё до начала учебных занятий будущая дорога в школу должна быть много раз пройдена и обговорена;

    - взрослым следует не первых порах сопровождать своего ребёнка тогда, когда он уже ходит в школу, и контролировать постоянно, делает ли он всё так, как его до этого учили и тренировали

    Безопасность на переменах

     Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями - на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.

    Общие требования безопасности на переменах

    1.  Не нарушать  дисциплину.

    2.  Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.

    3. Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.

    4. Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.

    5. Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.

    6. Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.

    7. Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.

     Безопасность дома

    Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вы­зывать пожарных, и, слава Богу, если те подоспеют вовремя. Причем причины бедвесьма просты — взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные электроприборы, не говоря уже о том, что последние иногда забывают выключить. Кроме того, если дети вздумают открыть дверцу печки, где горят дрова или уголь, то горящие головни или искры могут выпасть на пол. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электрообогревательными приборами тоже могут довести до беды.

    Детская шаловливость и невнимательность иногда являются причиной того,что падает горящая свеча, опрокидывается керосиновая лампа, падает раскаленныйутюг или кипятильник. Причем, подражая взрослым, дети в своих играх стремятсяупотреблять не только спички, зажигалки, курительные трубки, но и утюги, ки­пятильники, иные небезопасные приборы.

    Меры по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем:

    1. Не оставляйте на виду спички, зажигалки.

    2. Следите, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от пустого времяпрепровождения.

    3. По возможности не оставляйте детей без присмотра.

    4. Не позволяйте маленьким детям пользоваться нагревательными и газовыми приборами.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie